Дело А41-20582/16 (Определение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2022 г.)
https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/829c15aa-c19a-4a6f-ae76-02dbce13f69d/c049386a-2661-428c-9e50-3d84a023e02b/A41-20582-2016_20220916_Prochie_sudebnye_dokumenty.pdf?isAddStamp=True
По мнению конкурсного управляющего, основанием для привлечения к субсидиарной ответственности на 6 млрд. рублей бенефициаров группы компаний может являться осуществление хозяйственных сделок отдельным элементом холдинга с дочерними компаниями.
Нашими юристами был произведён анализ бухгалтерской отчётности, который показал: на момент совершения Должником сделок, которые были квалифицированы как убыточные, у него отсутствовали признаки объективного банкротства, по результатам всего отчетного периода был отражён положительный финансовый результат, что не оспаривалось ни конкурсными кредиторами, ни управляющим. Таким образом, заключение вменяемых сделок не могло привести к банкротству компании.
Более того, все вменяемые в вину сделки осуществлялись внутри группы компаний и нужно учитывать, что финансовые потоки внутри холдинга не приводят сами по себе к выводу активов из хозяйственного оборота этого гражданско-правового объединения. Они не уменьшают финансовые показатели всего холдинга, т.к. эти показатели нужно оценивать, как совокупные для всех компаний, входящих в группу. Исходящие платежи в любой момент могут быть восполнены встречными платежами в рамках перекрёстного финансирования.
В российском законодательстве отсутствуют специальные нормы о банкротстве группы компаний, что существенно затрудняет доказывание в рамках дел о привлечении к субсидиарной ответственности. Однако нам удалось убедить суд, что банкротство должника наступило в результате объективных факторов — группа компаний, в которую входит и должник, столкнулась с дефицитом ликвидности, что привело к нарушению платежных обязательств, что никак не связано с поведением бенефициаров группы компаний.
К тому же в материалах дела отсутствовали какие-либо доказательства того, что именно нашими клиентами были совершены сделки (отдавались фактические распоряжения на совершение сделок), которые конкурсный управляющий оценивает как убыточные, а также доказательства того, что они являлись выгодоприобретателями указанных сделок.